Некоммерческие коммерсанты
Как гражданские активисты в Молдове превратили общественную деятельность в выгодный бизнес.
Теоретически в гражданском обществе объединения граждан должны помогать этим гражданам решать свои общие проблемы, отстаивать общие интересы. Также такие организации принято называть «некоммерческими», ибо они не получают прибыли от своей активности. Однако, в последнее время, деятельность многих общественных организаций становится все больше похоже на откровенный бизнес.
Годовой оборот грантов и субсидий в некоммерческом секторе по самым скромным оценкам составляет десятки миллионов евро. И не всегда эту деятельность можно назвать общественно полезной. Некоторые персоналии молдавского гражданского общества имеют уникальную способность к написанию заявок и отчетов, хотя об их бурной деятельности никто, кроме собственно доноров не знает.
Откуда деньги, Зин?
Если исходить из общепринятой международной практики, то общественные организации можно разделить на несколько категорий.
К первой относятся так называемые объединения по интересам. Это классические союзы ветеранов, клубы любителей почтовых марок, объединение многодетных семей и тому подобное. Эта категория включает также наиболее массовую организацию - союз охотников и рыболовов. Каждая из таких организаций имеет объединяющее начало, корпоративные интересы, и призвана бороться за эти корпоративные интересы. За счет более или менее фиксированного членства в подобных организациях развита система уплаты членских взносов, которые и составляют финансовую базу для их существования.
Вторая категория включает в себя организации, деятельность которых направлена не на улучшение условий для своих членов, а на общество в целом. Такого рода организации принято еще называть общественно полезными. Это могут быть всевозможные фонды, благотворительные организации, экспертные центры и сервисные НКО (некоммерческие организации, - прим. Ред). Ввиду того, что они не являются массовыми — членские взносы в таких организациях либо не предусмотрены в принципе, либо крайне малы для реализации заявленных целей. В бедной Молдове финансировать общественно полезную деятельность таких организаций могут или частные граждане, а таких крайне мало, и бизнес, или государственный бюджет и иностранцы.
Насколько мне известно, случаи когда физические лица финансируют НКО очень редки. Бизнес же в Молдове вовлекается в некоммерческую активность либо в целях ухода от налогообложения, либо в случае очередной пиар-кампании. Наиболее массово и активно, так называемые общественно полезные организации финансируются за счет иностранных средств. Заграничные правительственные агентства и частные фонды финансируют и объединения по интересам, но эта помощь распределяется между членами таких союзов или используется для упрочения аппаратов соответствующих организаций.
Также немаловажным источником доходов для НКО становится участие в различных проектах, финансируемых через государственные учреждения или бюджет. Например Министерство Молодежи и Спорта активно поддерживает ряд организаций через систему грантов.
Первые среди равных.
Наиболее неоднозначным и дискуссионным стало финансирование молдавских общественных организаций именно за счет иностранных средств и госбюджета.
Общественная деятельность — единственный бизнес, где доход может быть получен еще до того, как оказаны услуги. Прямо в госбюджете финансирование заложено для молодежных организаций, творческих союзов, а также организаций ветеранов. В Молдове, погрязшей в коррупции и казнокрадстве, один из лучших вариантов для получения бюджетных средств — пообещать поделиться. «Лучше сразу записаться на прием к министру или его заместителю, — сообщил мне на условиях анонимности, один общественный деятель в области защиты прав человека, — Так надежнее. Как правило, высокопоставленные чиновники просят откат в размере 15-25% от оговариваемой суммы.» Кстати, после получения гарантий на самом верху, реализация заявленного проекта не всегда обязательна.
Доверенный источник среди представителей НКО сообщил мне также, что подобные схемы действуют и для иностранных доноров. Главное найти нужный подход к их представителям в Молдове, которые зачастую являются нашими гражданами с исконно нашими привычками и манерами вести дела.
Помимо всего прочего, в глаза бросается тот факт, что победителями грантовых конкурсов как среди иностранных доноров, так и среди государственных учреждений, зачастую являются одни и те же лица и организации. Такие лица, создают массу фиктивных НГО "под гранты", и "делают" все, на что выделяются средства. При том, что о конкретных результатах их «деятельности» можно прочитать только в отчетах для доноров. Такое явление породило негативное отношение к НКО в целом, и даже способствовало появлению новых слов, например «грантоеды».
В качестве примера весьма сомнительной общественной полезности от подобного рода деятельности хотелось бы привести организацию «Tineri si Liberi» (рус. - молодые и свободные)/ Данная организация зарегистрирована в мун. Кищинэу, по адресу бул. Траян 11/2 в 1999 году и согласно заявленным уставным целям занимается «улучшением публичных политик и продвижением здорового образа жизни». Бессменным руководителем данной организации является бывшая ведущая молодежной передачи на «ТелеРадиоМолдова», госпожа Антоница Фонарь. К слову сказать, госпожа Фонарь также является Председателем Национального Совета НКО (неформальной платформы для некоммерческих организаций, претендующих на лидирующую и руководящую роль в неправительственном секторе Молдовы). Так вот, согласно регламенту Национального Совета НКО, секретариат для совета осуществляет выбранная по конкурсу организация, которая должна соответствовать ряду критериев: безупречная репутация, наличие финансовых и технических ресурсов, ежегодные отчеты и аудиторское заключение. Так вот, судя по решению Совета в лице его председателя г-жи Фонарь, такой организацией является организация «Tineri si Liberi», исполнительным директором которой является также все таже г-жа Фонарь. К слову сказать, на осуществление работы секретариата из средств иностранных доноров выделяются ежегодно десятки тысяч евро. Между прочим найти отчеты и аудиторское заключение по деятельности этой НКО так и не удалось.
Но и этого госпоже главному гражданскому активисту Молдовы (как она себе сама иногда называет) показалось мало. Та же организация «Tineri si Liberi» осуществляет на платной основе секретариат и для Общественной Платформы за Равноправие Полов, финансируемой за счет представительства Женщин ООН в Молдове, членом которой также является госпожа Фонарь.
Не менее интересным является также тот факт, что Национальный Совет НКО проводит ежегодный Форум неправительственных организаций, который по заявлениям организаторов должен стать самой главной площадкой для неправительственного сектора по обмену опытом и и диалогу с центральными властями. Однако, как мне сообщили представители некоторые НКО, этот форум является лишь формальным поводом для Совета в укреплении их статуса самого репрезентативного объединения гражданских активистов в Молдове. Хотя это довольно спорный вопрос, учитывая что на сайте Совета практически невозможно найти информацию на русском языке относительно их деятельности в целом и форума в частности. Учитывая количество русскоговорящих граждан в РМ, это выглядит как минимум не транспарентно. Но не стоит забывать и о финансовой составляющей форума. Так, в прошлом году за участие в данном мероприятии организаторы взимали таксу в размере 200 лей. И это как минимум странно по той причине, что финансирование данного мероприятия взяли на себя ряд иностранных доноров, среди которых USAID и FHI360. Ну и как же без уже упомянутой организации «Tineri si Liberi», которая и тут выполняла работу секретариата на платной основе.
Не обходит стороной госпожа Фонарь и государственную поддержку. Так в 2013 году, организация «Tineri si Liberi» выиграла грант по проекту с очень расплывчатым названием «Международный обмен опытом лиц со СПИД, туберкулезом и наркоманией», финансируемого Министерством Молодежи и Спорта РМ. Получить информацию или отчет по результатам использования бюджетных денег по данному, судя по названию безусловно важному, проекту тоже не удалось.
И это лишь малая толика всевозможных грантов и субсидий, полученных данной организацией от иностранных доноров и государственных учреждений. При этом сама госпожа Фонарь,будучи публичной личностью, не так давно в соцсетях открыто посетовала на свое тяжелое финансовое положение. «Вынуждена была отослать своих детей к их отцу, в Румынию, потому что не могу обеспечить им нормального питания. Уже нескольких месяцев оплачиваю из своего кармана коммунальные услуги офиса НПО... Аренда квартиры и оплата коммунальных услуг – это такое же наваждение, как отсутствие зарплат в моей команде», - жаловалась госпожа главный гражданский активист в своей записи. Напрашивается вопрос, куда уходят сотни тысяч, выделяемых донорами для ее организации «Tineri si Liberi», если в итоге директор, с ее слов, вынуждена сама оплачивать офис и зарплату сотрудникам? В конце концов, почему госпожа Фонарь продолжает заниматься столь неблагодарным делом, даже спустя год после своего поста. Может выгода все же присутствует. Как говорил персонаж бессменной комедии Гайдая — меня терзают смутные сомнения в искренности таких вот борцов за справедливость.
Остается только наедятся, что подобные явление постепенно изживут себя, как только масса добропорядочных активистов объединится для определения новых правил игры. За много лет работы НКО наработана огромная методическая база, проведены многочисленные исследования, о которых знает только заказчик, и это привело к тому одна и та же работа дублируется ежегодно другими исполнителями. Для этого, в первую очередь, международные доноры должны обязать исполнителей проектов делать результаты работы публичными и не исчезать на следующий день после сдачи отчета. Система обмена реальным опытом должна привести к кооперации сильных НКО, а не к конкуренции.
Валерий Гогу,
НКО "Конгресс Социальных Организаций"